+7 (495) 777-10-22
Почему экспортировать нефть выгоднее, чем перерабатывать

Остановимся на стратегии российских нефтяных компаний ( в области нефтепереработки). В прошлом году в России было добыто 437,6 млн т нефти. На нефтеперерабатываюшие заводы было направлено 202 млн т нефти, а в переработку вовлечено лишь 175 млн т. Более 20 млн т нефти с НПЗ из трубы перекачено в ж/д цистерны и танкера и отправлено на экспорт. Кроме того, прогнозы показывают, что сегодня и 175 млн т переработки для России многовато, поскольку внутренний спрос составляет 110 млн т и в ближайшие десять лет он увеличится на 1-2%. Иначе говоря, даже сейчас заводы перерабатывают нефти в 1,5 раза болльше, чем нужно российскому рынку. Что касается торговли нефтепродуктами на экспорт (пусть даже это будут нефтересурсы с самого современного по российским меркам завода), то, сравнивая его с вывозом нефти на колесах, мы получаем от $20/т до $40/т разницы в пользу нефти - в зависимости от того, сколько стоит нефть на мировом рынке. Факты налицо — сейчас заводы настолько эффективны, что переработка нефти в России является убыточным делом. Поэтому нефть и стремятся вывезти на экспорт, даже на колесах, если не хватает мощностей трубы.

Руководители нефтяных компаний вполне закономерно объясняют такую политику по отношению к НПЗ экономикой, приводя расчеты, которые показывают потери прибыли при переработке нефти внутри России. Прогноз роста потребления светлых нефтепродуктов не превышает 2,5-3% в год даже при высоком запланированном росте ВВП. Кроме того, происходит снижение спроса на мазут и нефтяные битумы до 20% в год. Сегодня российские заводы загружены на 65-70%, в то время как заводы Западной Европы и США — на 90-95%.

Целый ряд факторов препятствует модернизации отечественных НПЗ. Во-первых, следует остановиться на преимуществах и недостатках вхождения заводов РФ в состав российских нефтяных компаний. Если сравнить показатели десятилетней давности с сегодняшними, создается впечатление, что вхождение в состав вертикально-интегрированных холдингов было не слишком выгодным шагом для НПЗ, что бы ни говорили об этом нефтяные компании. Один из недостатков вхождения — низкая цена процессинга (если говорить об инвестициях, то инвестиции в нефтепереработку существенно проигрывают инвестициям в добычу и транспорт). Учитывая, что это очень долговременные и затратные мероприятия, шансов на масштабную модернизацию или строительство комплексов глубокой переработки нефти практически нет.

Еще один недостаток — это то, что вертикально-интегрированные компании практически полностью загружают НПЗ своим сырьем, а купить нефть на свободном рынке заводы не в состоянии.

Отвечая на главный вопрос, почему нефтепереработка оказалась в стороне от больших инвестиций, следует упомянуть о государственной политике: государство не делает ничего, чтобы привлечь инвестиции в эту отрасль. И, соответственно, сегодня инвестиции, которые вкладываются в нефтепереработку, часто оборачиваются долгостроем (известно, что в Перми десять лет строят комплекс глубокой переработки, и планируется, что в этом году он все-таки заработает). Можно еще вспомнить в этой связи «Сургутнефтегаз», последние десять лет декларирующий, что в Киришах будет построен гидрокрекинг. По словам Сомова (Генерального директора КИНЕФа), закуплено какое-то оборудование, и скоро оно будет установлено.

Что касается комплекса глубокой переработки нефти в Рязани, то там заканчивается строительство, но процесс идет очень вяло. Все объясняется опять-таки экономическими причинами, и руководителей нефтяных компаний можно понять: они работают в тех условиях, которые создало государство.. Если сибирская нефть проходит через территорию Татарстана и Башкирии, она становится тяжелой, смешиваясь с добываемыми здесь объемами, поэтому нефтяные компании пытаются забрать часть светлых фракций еще до того, как нефть пройдет через эти регионы. А потом прямогонный бензин отправляется на экспорт через всю страну в Европу, где перерабатывается.

Опубликовано несколько обзоров, в которых утверждается. что дозагрузка российских заводов с повышением глубины переработки и доведением продуктов до экспортных стандартов потребует более $12 млрд вложений с низкой окупаемостью. Если избыток нефти не направлять на переработку, а внутренний рост спроса на бензин и дизельное топливо компенсировать постепенной модернизацией НПЗ, то объем инвестиций в повышение конверсии оценивается в $7-9 млрд к 2015 году.

В России за последние пять лет можно назвать несколько успешных проектов строительства новых комплексов установок. Это строительство комплекса глубокой переработки на НПЗ ТНК-ВР в Рязани (легкий гидрокрекинг, галитический крекинг, алкилирование, изомеризация), уже упомянутое, близящееся к завершению строительство комплекса глубокой переработки нефти на НПЗ «Лукой-Перми, модернизация установки каталитического крекинга «Славнефти» в Ярославле и установок гидроочистки дизтоплива на НПЗ в гг. Нижнекамске («Татнефть») и Волгограде («Лукойл») - это только крупицы улучшений в общей стагнации переработки нефти в России.

Сегодня смело можно сказать, что от вхождения в состав нефтяных компаний российские НПЗ мало что получили.

Процент вторичных процессов, углубляющих переработку нефти за последние 5-10 лет не увеличился. Модернизация заводов в большинстве компаний идет вяло.

Большинство инвестиционных денег расходуется на проекты, связанные с добычей и транспортировкой.

Подобная ситуация характерна для Украины, Казахстана и Азербайджана. Мощности, построенные при советской власти, используются неэффективно, модернизация практически не осуществляется.

Пример Белоруссии и Туркменистана по модернизации Мозырского НПЗ и НПЗ в г. Туркменбаши скорее не закономерность, а приятное исключение, причем в обоих случаях свою роль сыграла политика правительства в отношении нефтеперерабатывающей отрасли. Разница только в подходе: если президент Ниязов просто поставил цель сделать завод одним из лучших в мире, а экономическая составляющая при этом отошла на второй план, то Беларуси удалось наладить такие отношения со «Славнефтью», что модернизация завода была проведена частично на деньги компании, частично на прибыли завода от продажи собственной продукции.

По-видимому, необходим координирующий центр нефтепереработки для стран СНГ и Балтии, в противном случае очень скоро НПЗ этих стран будут выпускать лишь полупродукты, не отвечающие показателям качества, принятым в Европе и США.



Последние события

03.05.2017
Первая поставка на балансовых пунктах по фьючерсам СПбМТСБ на дизтопливо летнее и бензин Регуляр-92 Подробнее

22.02.2017
Изменение спецификации Подробнее

27.12.2016
Поздравляем с Новым годом! Подробнее

19.12.2016
О режиме проведения биржевых торгов СПбМТСБ в связи с новогодними праздниками Подробнее