+7 (495) 777-10-22
Почему наши заводы экспортируют сырье, а не готовый продукт

Тем временем в Европе и США идут значительные подвижки по ужесточению требований к нефтепродуктам. С 2005 г. практически все наши нефтепродукты неконкурентоспособны. Бензин: мы экспортируем прямогонный бензин или бензин с октановым числом 76, но при этом наших экспортеров предупреждают, чтобы там не было добавок. Дизельное топливо, которое наши производители везут в Европу, по существу является полупродуктом (сера 0,2%), мазут с 2005 года в связи с жесткими требованиями к содержанию серы тоже станет полупродуктом (1% серы — на сегодняшний день ни один НПЗ такого малосернистого мазута не выпускает). С 2005 года у нас практически не выдерживается ни один показатель по качеству для европейского рынка. Это означает, что наши полупродукты будут стоить еще меньше, а эффективность российской и украинской нефтепереработки будет еще ниже.

По качеству бензина требования ужесточаются еще больше — по бензолу, по ароматическим углеводородам. Если учесть, что в России и СНГ для производства высокооктанового бензина, в основном, используют риформинг, каталитического крекинга очень мало, то мы очень скоро будем иметь серьезные проблемы как из-за бензолов, так и в связи с высоким содержанием ароматических углеводородов. То же самое можно сказать и о высоком содержании в наших нефтепродуктах серы.

Те успехи, которые у нас все-таки есть, имею в виду Россию и другие страны СНГ, — были определены целым рядом причин, не зависящих от стратегии российских нефтяных компаний. То, что удалось в Перми, Рязани и на Ярославском НПЗ, обусловлено тем, что были выданы практически беспроцентные кредиты Эксимбанками США (в первых двух случаях) и Японии. Второй сценарий успешного развития российских заводов, к которому можно отнести строительство комплексов гидроочистки на Волгоградском и Нижнекамском НПЗ, скорее, объясняется безвыходным положением: содержание серы в получаемом там дизельном топливе превышало даже 0,5%. Омский завод «Сибнефти» закончил установку серно-кислотного алкилирования — тоже долгострой. В Самаре, на НПЗ «Юкоса» вообще уникальная ситуация — там еще при советской власти был закуплен риформинг с непрерывной регенерацией, и сейчас он лежит на складе: компания «Юкос» отказалась достраивать. 134 установки уничтожены, объем переработки снизился с 20 до 6 млн т в год.

Суммируя все эти факты, можно сказать, что успешная модернизация отдельных НПЗ не делает погоды: общая картина уже сегодня не внушает оптимизма — поневоле задумаешься, что ждет нас завтра. Здесь еще можно упомянугь о том, что модернизация нефтеперерабатывающего завода — процесс долгосрочный и дорогостоящий, причем очень сложно спрогнозировать его окупаемость: нужно учитывать такие факторы, как изменения цен на нефть и нефтепродукты, а также уровень инфляции.



Последние события

03.05.2017
Первая поставка на балансовых пунктах по фьючерсам СПбМТСБ на дизтопливо летнее и бензин Регуляр-92 Подробнее

22.02.2017
Изменение спецификации Подробнее

27.12.2016
Поздравляем с Новым годом! Подробнее

19.12.2016
О режиме проведения биржевых торгов СПбМТСБ в связи с новогодними праздниками Подробнее