+7 (495) 777-10-22
12.08.2011
Нефтепереработка

Государства СНГ и стран Балтии последние десять лет по-разному определяли стратегические цели и задачи в области нефтепереработки в зависимости от добычи нефти и мощностей НПЗ.

В настоящее время только 9 бывших республик Советского Союза имеют на своей территории полноценные нефтеперерабатывающие заводы (см. табл. 1). Киргизстан на своей территории построил мини-завод мощностью 10 тыс. барр./сут., в состав которого входит атмосферная перегонка. В Грузии практически не работает Батумский НПЗ, который используется как нефтебаза, хотя, если будет функционировать нефтепровод Баку-Джейхан, возможно его развитие. Оставшиеся восемь государств постсоветского пространства можно условно разделить на две группы:

I группа — государства, добывающие и перерабатывающие нефть. К ним относятся Россия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан.

II группа — государства, в основном перерабатывающие нефть. К ним относятся Украина, Беларусь и Литва.

В последние годы цены на нефть активно росли, в максимуме доходили до 160 долларов за баррель и сегодня колеблятся в районе $80/барр., соответственно такую же динамику показали и оптовые цены на бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты. Собственно, добывающие нефть государства всегда находятся перед выбором — или продавать сырую нефть на экспорт, или перерабатывать ее в своей стране, и продукты нефтепереработки продавать на внутренний рынок, а избыток — на экспорт.

В тех странах, где оказались только перерабатывающие мощности, заинтересованы в загрузке своих заводов, развитии своего внутреннего рынка нефтепродуктов и продаже излишков на экспорт. В этом случае, по международным правилам, эти страны должны покупать нефть по мировым ценам, и продукты нефтепереработки продавать по мировым ценам.

Практика показала, что ни одно из этих трех государств не смогло осуществить такую схему. Поэтому Мажейкский НПЗ (Литва) был приватизирован в пользу сначала американской компании, а затем контрольный пакет был продан росссийской компании «Юкос», затем соответственно отошел к «Роснефти».

В Беларуси контрольный пакет акций нефтеперерабатывающего завода в г. Мозыре был продан российской компании ОАО «НГК «Славнефть».

Наконец, в Украине: Одесский НПЗ — ОАО «НК «Лукойл», Лисичанский НПЗ - ОАО «ТНК-ВР», Херсонский НПЗ -компании «Альянс», Кременчугский НПЗ — ОАО «Татнефть».

За последние 10 лет мощность НПЗ российских заводов снизилась на 1 млн барр./сут., украинских — на 200 тыс. барр./сут., белорусских — на 300 тыс. барр./сут. Это результат стратегии российских нефтяных компаний, когда ради быстрого экспорта нефти приносится в жертву нефтепереработка, уничтожаются первичные мощности, в то же время в России растет количество карликовых заводов (за 10 лет появилось более 15 мини-заводов и ни одного нового современного НПЗ).

Нет видимых сдвигов и в строительстве новых установок вторичных процессов, углубляющих переработку нефти. Только три страны (Беларусь, Литва и Туркменистан) улучшили свои показатели. В Беларуси на Мозырском НПЗ были введены в строй установки легкого гидрокрекинга и каталитического крекинга («миллисеконд»), в Туркменистане — установка каталитического крекинга («миллисеконд») и производства масел, в Литве — установка висбрекинга. Особенно вдохновляют усилия модернизации НПЗ в Беларуси и Туркменистане, где проводится вдумчивая и целенаправленная политика, прежде всего правительства и президента.

Бензин

Бензин представляет собой жидкость, смесь легких углеводородов. Бензин используется в качестве топлива. Получается бензин путем перегонки нефти, а также с использованием таких мероприятий, как гидрокрекинг, каталитический крекинг и риформинг. Определенные виды бензина ароматизируются и проходят дополнительные уровни очистки, а также смешиваются с определенными полезными добавками. Бензин является самой легкой из имеющихся жидких фракций нефти. Существует несколько видов бензинов, которые различаются между собой как средством получения, так и составом и химическими свойствами.
Всем известны марки бензина - А-76, Н-80, Аи-92, Аи-95 и Аи-98, которые имеют разное октановое число и химические свойства. Та или иная марка бензина получается путем смешивания различных компонентов, которые производятся в результате технологических процессов производства. При этом для изготовления той или иной марки бензина существуют определенные регламенты смешивания, которые регламентируются ГОСТом.

Дизельное топливо

Дизельное топливо представляет собой нефтепродукт, который получается путем перегонки нефти, это наиболее потребляемые ГСМ в народном хозяйстве. Дизельное топливо может быть трех марок:

  • летнее, маркируется «Л» - используется при условиях, где температура воздуха выше ноля градусов по Цельсию;
  • зимнее, маркируется «З» - используется при условиях, где температура воздуха достигает -20 и -30 градусов по Цельсию;
  • арктическое, маркируется «А» - используется при условиях, где температура воздуха достигает – 50 градусов по Цельсию.

Дизтопливо той или иной марки получается путем смешивания в установленных пропорциях (компаундирования) прямогонных и гидроочищенных фракций нефти с определенным составом. Дизтопливо различных марок обладает собственными химическими свойствами и показателями. Кроме того, для каждого вида дизельного топлива устанавливается строго регламентируемое содержание серы и ее соединений, температура вспышки, а также температура застывания.

Нефтяные масла

Нефтяные масла представляют собой жидкие смеси углеводородов, обладающих высокими свойствами кипения (от 300 до 600 градусов по Цельсию). Нефтяные масла получаются путем перегонки нефти. В состав нефтяных масел в основном входят алкилнафтеновые и алкилароматические углеводы, которые получаются при переработке нефти. Нефтяные масла различаются по способу производства:

  • дистиллятные, которые получаются посредством дистилляции нефти;
  • остаточные, получаемые при удалении компонентов из гудронов;
  • компаундированные, получаемые при депарафинизации или смешивании дистиллятных и остаточных масел.

Помимо указанных видов, нефтяные масла различаются и по области использования:

  • смазочные масла;
  • электроизоляционные масла;
  • консервационные масла.

Нефтяные масла используются во многих областях промышленности – автомобильной, машиностроительной, космической и прочих. Нефтяные масла часто используются в качестве основы для создания смазок.

Смазки

Смазки – это определенный вид нефтепродуктов, основой для которых служат нефтяные масла. Смазки производятся в основном путем введения в нефтяные масла от 5 до 30 процентов специального загустителя. Некоторые смазочные материалы определенных видов включают в состав кроме нефтяного масла определенные присадки – противозадирные, антиокислительные, антикоррозионные и прочие – и твердые добавки – герметизирующие и антифрикционные.
Смазки, полученные на основе нефтяного масла, используются во многих областях применения для смазывания различных деталей устройств. Незаменимы смазки в разных областях промышленности – машиностроительной, автомобильной и многих других.

Нефтяные компании и нефтеперерабатывающие заводы России

На территории России функционирует достаточно много нефтеперерабатывающих компаний и заводов. Самыми крупными нефтяными компаниями являются:

  • ЛУКОЙЛ;
  • Газпромнефть;
  • Татнефть;
  • Руснефть;
  • Роснефть.

Данные компании являются лидерами на российском рынке нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности. Им принадлежит основной процент нефтеперерабатывающих заводов России, расположенных в разных регионах страны. Большая часть продукции указанных нефтяных компаний экспортируется в зарубежные страны. Кроме указанных в России работает еще порядка тридцати нефтяных компаний, чья деятельность рассчитана главным образом на снабжение нефтепродуктами определенных регионов страны.
Практически в каждом из регионов страны, где имеются ресурсы нефти (таковых на территории России достаточно), работают крупные НПЗ – нефтеперерабатывающие заводы. Производительность многих из них достигает более миллиона тонн добытой нефти в месяц. Нефтеперерабатывающие заводы, чья производительность добычи нефти превышает миллион тонн ежемесячно:

  • Ангарская НХК;
  • Омский НПЗ;
  • Пермский НПЗ;
  • Уфанефтехим;
  • Уфимский НПЗ;
  • Новоуфимский НПЗ;
  • Ярославль НОС.

Указанные нефтеперерабатывающие заводы представляют собой достаточно сильную и весомую структуру всей нефтедобывающей промышленности России, так как на их долю приходится основной процент нефтепереработки в стране.
Нефтеперерабатывающие заводы, чья производительность колеблется от пятисот тысяч до миллиона тонн добытой нефти в месяц, ценность которых для российского рынка нефтеперерабатывающей промышленности также трудно переоценить:

  • Ачинский НПЗ;
  • Волгоградский НПЗ;
  • Кинеф НПЗ;
  • Московский НПЗ;
  • Нижнекамский НПЗ ;
  • Новокуйбышевский НПЗ;
  • Куйбышевский НПЗ ;
  • Сызранский НПЗ;
  • НОРСИ;
  • Орский НОС;
  • Рязанский НПЗ;
  • СалаватНефтеОргСинтез;
  • Ухтинский НПЗ.


Последние события

03.05.2017
Первая поставка на балансовых пунктах по фьючерсам СПбМТСБ на дизтопливо летнее и бензин Регуляр-92 Подробнее

22.02.2017
Изменение спецификации Подробнее

27.12.2016
Поздравляем с Новым годом! Подробнее

19.12.2016
О режиме проведения биржевых торгов СПбМТСБ в связи с новогодними праздниками Подробнее